суббота, 10 августа 2019 г.

Митрополит (протос) - это Божественное установление. Ответ архимандриту Феогносту Пушкову.

Ваше Высокопреподобие, отец Феогност! Благодарю Вас за ознакомление с «Сообщением Владыке Герману» и пояснительным к нему текстом «Вселенский Патриархат — Глава, Начало и Пастырь Церквей» [1] и за тот отзыв, который Вы сделали. По Вашему совету я скачал с «Ютуб» и внимательно прослушал 11 Ваших записей на тему экклезиологии, каноники и церковного кризиса в Украине [2]. Благодарю Господа за то, что среди моря невежественных, равнодушных и просто трусливых пресвитеров Церкви, Он послал мне в Вашем лице образованного проповедника и горячего ревнителя.

Ваш отзыв теперь прояснился. Соглашаясь с тем, что обвинения патриарха Варфоломея в ереси «восточного папизма» - это «бормотология» кучки московских «богословцев», проснувшихся с «большого бодуна», Вы отвергаете мой второй тезис - обвинение их самих в лютеранской ереси. Отвергаете неожиданным для меня способом - через адогматизацию устройства Церкви на региональном и вселенском уровне. 

Во «Введение в экклезиологию №1» Ваша позиция выражена следующим образом: «Если в папской экклезиологии Церковь - это пирамида во главе с завершающим кубиком, - это епископ Рима, а над ним уже на Небесах Христос, - то каким образом можно изобразить православную экклезиологию? Я бы сравнил ее с полем, на котором лежат, катаясь между собою, шары. Каждый шар он равнозначен себе, он замкнут на себе, у него нет верхнего над ним шара. Никаких строгих границ, приписанных к догматам, у них нет... У нас догматически апостольское преемство заканчивается на епископе. Никаких патриархов, митрополитов, экзархов апостольское преемство не знает. Все перечисленные степени - это степени в церковной администрации, но не в апостольском преемстве. Поэтому это степени учрежденные Церковью, но не Богом, для удобства администрирования... Епископский сан - это хиротония, это дар Святого Духа, это преемство апостольских даров и сил. Патриарх, экзарх, митрополит - это бумажка, выписанная должностная бумажка, назначение чиновника церковной структуры <…> Отделение от патриархата и митрополии не есть отделение от Христа - это отделение от административного органа».

«Поле с беспорядочно катающимися шарами, у которых нет верхнего шара» - печальное зрелище! Кажется, о нем патриарх Варфоломей сказал: «они как овцы, не имеющие пастыря (Мф. 9:36)». 

Отец Феогност! Существуют серьезные основания считать начертанную Вами картину как минимум неполной. В ней почему-то опущен такой важный элемент апостольского устройства Церкви, как протос (первый). Этим она отличается от той экклезиологии, которую отстаивает Вселенский Патриарх Варфоломей, митрополиты Иерофей (Влахос) и Элпидофор (Ламбриниадис). Ее же защищал блаженной памяти пресвитер Даниил Сысоев в статье «Митрополитанская система». Данная экклезиология основана на предельно трепетном отношении к Божественному Писанию и священным канонам. 

Чтобы Вы не сочли меня сторонником «киприановской экклезиологии» свщм. Иллариона Троицкого, сразу уточню тезисы, которые я намерен защитить в догматическом поле:

1). Протос - это Божественное установление и апостольское преемство. Отрицание протоса на любом уровне является экклезиологической ересью.

2). Беззаконное прекращение поминовения епископом своего протоса (патриархом Кириллом - Патриарха Варфоломея) на божественной Литургии есть страшнейший грех раскола. 

3). Раскол с протосом и экклезиологическая ересь не выводит общины за сакраментальные границы Церкви, но лишает спасения самих епископов-раскольников. Ведь они согрешают против Тела Господа, нанося ему новые раны. Толкуя отрывок из пророка Исайи «от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:6), св. Василий Великий говорит: «раны - это церковные РАСКОЛЫ; язвы же это лукавые сердца, раздражения - это возношения души от неразумно увеличивающейся гордости, и поэтому восстающей против ведения Христова» (перевод Александроса Ромиопулоса [3]). Нынешний раскол со Вселенским Патриархатом - так же следствие ГОРДЫНИ, когда люди, которые ценят свою этническую принадлежность к «русскому миру», то есть мирские вещи, больше, чем правила Церкви, начали умышленно наносить раны Телу Христову, насаждая в Европе и Южной Корее этнофилетические раскольничьи иерархии.

Не могут спастись те епископы, которые «вновь распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6). Но для тех клириков и мирян РПЦ и УПЦ МП, кто «не участвует в бесплодных делах тьмы, но и обличает» (Еф.5:11), сохраняется возможность спасения, ибо написано: «сын не понесет вины отца» (Иез.18:20); «детей ваших... Я введу (в землю)... а ваши трупы падут в пустыне сей» (Чис.14:31-32; ср. Матф.19:30). И ещё: «На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу» (Зах.10:3). Отцы раскола и их угодливые приспешники, если не образумятся, падут трупами в безблагодатной пустыне. Но их дети могут быть введены Господом в Царствие Божие. 

4). Епископат РПЦ и УПЦ отпал от спасения! И Вы, отец Феогност, обязаны предупредить об этом своего луганского Главу во Христе, что, поддержав безумный разрыв со Вселенским Патриархатом, он встал на путь личной погибели. Иначе он умрет в беззаконии своем, а Господь Бог спросит за его душу с Вас (см. Иез.3:18). Встаньте твердо и скажите громко! Вероятно, после этого на Вашу голову обрушатся гонения, зато как Вы будете блаженны! Как св. Афанасий и прп. Максим Исповедник. Это путь именно для Вас, человека, который пронзительно кричит нам: «христианство - это прежде всего образ жизни!» Не упускайте верный шанс обрести славу не у людей, а у самого Господа. 

Две экклезиологические схемы в Писании.

Первая - это устройство Иерусалимского храма во главе с первосвященником. Оно является образцом (тенью) устройства поместной Церкви во главе с епископом, что хорошо видно из Послания свщм. Климента Римского (Гл. XL-XLI). Если бы дело этим и ограничилось, то Вы были бы правы - апостольское преемство заканчивается на епископе. Но в Писании есть и вторая схема - это двенадцать сынов Израиля во главе с Иудой, которые прообразовали Двенадцать колен Нового Израиля во главе с Петром: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: ПЕРВЫЙ (πρῶτος, primus) Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его...» (Матф.10:2-3). 

Устройство Двенадцати во главе с протосом послужило образцом для соборов их преемников. «Епископам каждого этноса ДОЛЖНО знать в них первого и быть ведомым им как Главой» - гласит 34-е апостольское правило (перевод Александроса Ромиопулоса). «Мы все братья, и один у нас Наставник, но и между братьями надобно, чтобы один давал приказания, а остальные слушались» - научает Иоанн Златоуст [4]. В каком бы составе епископы не сошлись, всегда есть первый (Глава) и есть собрание (Тело). В этом и заключается догматизированная структура Церкви, которая нисходит с Неба и «накладывается» на любые епископские собрания. 

Таким образом, протос (примас, первый, Глава, «Петр», архиепископ, МИТРОПОЛИТ) - это Богоустановленное служение и апостольское преемство. Этимология слова «митрополит» не должна вводить в заблуждение. Папы и патриархи являются архиепископами высшего уровня. Устанавливая диоцезы, 2-е правило II Вселенского Собора просто ссылается на никейский канон, который говорит митрополиях. Патриарх - это митрополит, который является протосом для других митрополитов. Когда блаженнейший Онуфрий Киевский встречается с патриархом Кириллом, строго говоря, мы наблюдаем встречу епископа со своим протосом (митрополитом). То же самое можно сказать и о встрече самого патриарха Кирилла с Вселенским Патриархом Варфоломеем. «То отношение, которое имеет епископ к своему митрополиту - то же самое отношение имеет митрополит к своему патриарху, которому он подчинен. И поскольку система Православной Церкви является и соборной, но и иерархичной, то подобное отношение должно быть и у каждого предстоятеля с первопрестольным Патриархом, с архиепископом Нового Рима и Вселенским Патриархом, хотя и все равны» - пишет митрополит Иерофей Влахос [3]. Таким образом, Вселенский Патриарх в отношении предстоятелей Церквей выступает не в качестве «абсолютного Архиерея», как был назван папа на Ферраро-Флорентийском лжесоборе, а в качестве обычного протоса (митрополита). Как Вы верно подметили, «дочь может сама стать бабушкой, но для своей матери она навсегда останется дочерью». В этом смысле можно сказать, что патриарх и экзарх - это некая надстройка над митрополитом. Но сам священный чин митрополита св. папа Лев Великий справедливо называл Богоданным (divinitus data). 

Епископат начался с митрополита.

Когда Господь Иисус Христос облекал епископат властью ключей, Он не сказал: «ты - Епископ, и на сем камне Я создам Церковь Мою», Он сказал: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). 

Свт. Евлогий Александрийский (VI в.) объясняет эти слова так: «Власть, обозначаемая как ключи Царствия Небесного, была дана прочим Апостолам В ЛИЦЕ их вождя» [5]. 

Блж. Иероним пишет к Иовиниану: «В равной мере на них всех утверждается крепость Церкви, но из из Двенадцати избирается один, чтобы, поставив Главу, уничтожить повод к расколу» [6].

А вот комментарий блж. Августина: «Из Апостолов один Петр практически во всех местах Писания удостоился быть представительным лицом всей Церкви. И именно потому, что он один носил лицо всей Церкви, Петр удостоился услышать: «Дам тебе ключи Царствия Небесного». Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но единство Вселенской Церкви. Так возвещаются ПРЕИМУЩЕСТВА Петра: он носил образ всей Церкви, когда ему было сказано: "дам тебе", хотя дано это было всем» (Слово 295, на Торжество Петра и Павла). 

Этот и последующие комментарии великого африканца мною даны по работе Петра Пашкова «Св. Августин: защитник соборности Церкви». 

Как мы видим, власть ключей дана Апостолам в лице их протоса. Петр выступил одновременно и как протос и как епископ. Апостольское преемство началось с протоса (митрополита). Причем, из толкования Августина хорошо видно, что протос - это привилегия (преимущество), тогда как епископ - это власть (право). Протос, понимаемый как привилегия, не нарушает положения о сакраментальном равенстве епископата. 

Если Апостолы получили власть ключей в лице Петра, то и епископы имеют ее не поодиночке, а в лице своих протосов, не так ли? Иначе они не преемники Апостолов. Шар полон, но шар не «замкнут на себе», как Вы выразились, шар замкнут на протосе. Замкнут Богом, чтобы уничтожить повод к расколам, как хорошо сказал блж. Иероним. Ваше же поле бесхозных шаров - это раздолье для расколов.

В другом наиважнейшем комментарии блж. Августин говорит: «Но все добрые пастыри пребывают в одном Пастыре, они суть едино. Пасут они — Христос пасет... Ведь даже самого Петра, которому Он как бы передал Своих овец, словно от Одного - к другому, Христос хотел сделать единым с Собой, и так вверить Петру овец, чтобы Один был Главой, а другой - носил образ Тела, то есть Церкви, чтобы они были как Жених и Невеста - двое в плоть едину. Поэтому что Христос сперва сказал Петру, чтобы затем вверить ему овец, не как от Одного — другому, то есть не отделяя их от Себя? "Петр, любишь ли ты Меня?" - "Люблю". И снова: "Петр, любишь ли ты Меня?" - "Люблю". И в третий раз: "Петр, любишь ли ты Меня?" - "Люблю". Подтвердил любовь, чтобы утвердить единство. Итак, Христос пасет в них (в Пастырях Церкви), а они — в Нем» (Слово 46. О пастырях, на Иезек. 34:1-16:).

Здесь Августин уточняет в чем заключается привилегия Петра как лица единения - он «носил образ Тела, то есть Церкви». В физическом теле Петр представлял собой такого же, как и другие, Апостола («первый среди равных»), но в его экклезиальное Тело входили все Апостолы («первый без равных»).

Двенадцать в лице Петра предстают перед Христом как один Человек (Невеста). И это единство облекается в Жениха и в Нем получает Его Пастырство, власть «вязать и решить» и все духовные имена. Христос и протос Петр - два лица единения Церкви, и два носителя одного экклезиального Тела, которые на самом деле являются одним Христом, одной Главой, одним Началом, одним Пастырем, «как Жених и Невеста - двое в плоть едину». Следовательно, скажешь ли, что епископ отпал от протоса, или что он отпал от Христа - выразишь одну и ту же мысль. 

Блж. Августин и 1-е правило Тикония.

Работая над «Сообщением Владыке Герману», я предположил, что, искуснейший Августин истолковал примат Петр через 1-е правило Тикония Африканского «О Господе и Его Теле» [7]. Донатистский епископ Тиконий жил в IV веке и составил семь правил толкования, которые Августин исследовал и в целом одобрил (см. «О христианском учении». Кн.3). 

Еп. Тиконий подметил, что Писание прилагает к Господу и Его Телу (Церкви) одни и те же имена, причем «многие» называются в единственном числе - одним Христом (1Кор.12:12), Сыном Божиим и Первенцем (Исх.4:22), Семенем (Гал.3:29), Сыном Человеческим (Мф 26:64), Камнем (Дан.2:35), Храмом (1Кор.3:16) и даже Богом (2Фесс.2:4) - так что «одним только умом можно уразуметь, когда (Писание или Бог в Писании) делает переход от Главы к Телу» (Книга о семи правилах). 

В частности, Тиконий цитирует Исайю: «”Как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством” (Ис. 61:10). Одному Телу приписываются оба пола, об одном Теле говорится как о Теле Жениха и Невесты. Но умом познаем, что относится к Господу, и что к Церкви». Данный подход блж. Августин применил для истолкования слов Господа: «Симон Ионин, любишь ли Меня?... Паси овец Моих» (Иоан.21:17).

Однако, если Тиконий упоминает только об одном лице единения - Господе Иисусе Христе как едином лице Жениха и Невесты, то Августин говорит, что у Невесты есть собственное лицо единения - им является Петр, который стал таковым благодаря ПЕРЕНЕСЕНИЮ на него атрибутов Жениха, когда Господь сказал ему: «ты - это Я, Камень». Поэтому, что делает Августин? Он берет библейские смыслы с уровня «Господь и Его Тело» и последовательно ПЕРЕНОСИТ их на уровень «Петр и его Тело». 

1). Имя. Если имена Главы - Сын Божий, Первенец, Христос, Семя, Храм и др. - Писание относит Телу, соответственно, и имя «Петр», данное одному, принадлежит всем Пастырям и их экклезиальным Телам (клирикам и мирянам). И Августин делает соответствующее толкование: «(имя) Петр — было дано ему Господом, чтобы он символически изображал собою Церковь. Ведь Христос — Камень (petra), а Петр (petros) — НАРОД христианский» (Слово 76, О том, как Господь ходил по водам, а Петр колебался). Поэтому лишен смысла спор, состоявшийся на Аквилейском соборе (381 г.), между св. Амвросием Медиоланским, который слова «Ты еси Петр...» относил персонально к Апостолу Петру, и епископом Палладием, который относил их ко всем епископам. Правы сразу оба.

Имя «Петр» дано одному, но принадлежит всему народу в лице его Пастырей. «Петр подобен Адаму для всего священства и епископства» (арх. Кирилл Говорун). Данное понимание подтверждается церковным Преданием. Например, в XI веке патриарх Антиохийский Петр в письме к патриарху Михаилу Керуларию писал: «в честь верховного Апостола Петра, как основателя Церкви, [мы, Пастыри] носим на голове гуменцо (tonsuram)» (Н. С. Суворов. Византийский папа. С. 55.).


Патриарх Константинопольский Максимиан (VII в.) в сопровождении «Петров» - пресвитеров, у которых в честь основателя Церкви выбрито гуменцо.

2). Власть. Пророк Даниил видел, как Иисус Христос был подведен к Ветхому Днями и «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14). А из написанного ниже узнаем, что то, что дано Главе - получило и Тело: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет НАРОДУ святых Всевышнего» (Дан.7:27). Соответственно, то что было дано Петру - получили все Пастыри. Поэтому Августин говорит: «когда ему было сказано: "Дам Тебе", хотя дано это было всем».

Есть один Добрый Пастырь и одно Пастырство (Архиерейство, Епископство). Поэтому Апостолы и их преемники в Петре могли получить только равную власть «вязать и решить» - в той мере, в которой получил ее сам Петр. Если бы Петр получил некую полноту власти (plenitudo potestatis), вводящую папство (papatus) - новый сакраментальный ранг, стоящий выше епископского (episcopatus), то это означало бы, что Апостолы и их преемники получили Пастырство не в лице Петра, а как-то иначе. Уникальное единство Апостолов в лице Петра было бы разрушено - они не одно Тело. Поэтому, выбирая между свщм. Киприаном Карфагенским, и св. папой Львом, мы конечно же последуем первому и решительно скажем, что в смысле власти «мы не приняли от Апостолов установление епископа над епископами». 

3). Привилегия. Имеет ли первородный Иисус Христос преимущество над «многими братиями» (Рим.8:29)? Не властен ли Глава над своим Телом? Конечно же, да. И Августин делает соответствующее толкование: «Итак, есть один Добрый Пастырь, и это Христос. Но почему, Господи, ты ставишь НАД добрыми Пастырями одного Пастыря (Петра)? Указывая на одного Пастыря, Ты учишь единству» (Слово 138. На слова «Аз есмь Пастырь добрый», против донатистов). 

Вот обоснование власти митрополита над собором! Безупречная библейская логика Августина делает несостоятельными все наши семинарские пособия по «Сравнительному богословию». В них проводится протестантская линия, согласно которой Петр не получил власти над Апостолами, потому что «этого не могло быть никогда». Вот и Петр Пашков перевел в соответствии с «генеральной линией партии», в том смысле, что «Пастырь поставленный над Пастырями» - это Христос, а не Петр, облеченный во Христа.

Однако, мысль блаженного ясна: поскольку Пастырь Добрый (Христос) есть один, то Он поставляет над многими Пастырями одного Пастыря - Петра, научая их единству. Говоря о научении единству, Августин всегда подразумевает Петра: «Говорится об одном Пастыре, потому что проповедуется единство.... В Петре Христос проповедует единство. Много было Апостолов, и ОДНОМУ сказано: "Паси овец Моих"» (Слово 46. О пастырях, на Иезек. 34:1-16). Таким образом, протос (митрополит) - это Господне научение единству. Это Богоданное служение, а вовсе не «должностная бумажка, назначение чиновника церковной структуры».

Все Апостолы в Петре получили равную власть, но они не были равны по Уделу, на который распространилась их власть, ибо говорит Господь: «[первенцу] дать двойную ЧАСТЬ из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства» (Втор.21:17). Право первородства касается части (чести?) в Теле Господа, а не вводит новый властный ранг. Сами Апостолы входили в экклезиальное Тело Петра - это и был его дополнительный Удел, помимо тех Церквей, которые Петр основал в эйкумене. Когда Господь облек Петра равной со всеми властью Главы и Пастыря, она естественно распространилась на его экклезиальное Тело - на Двенадцать. Ровно то же самое происходит в момент рукоположения епископа на кафедру митрополита. 


Митрополит в Священном Писании.

Глава и Тело, Пастырь и стадо, Первородный и братья - Кем является Господь по отношению к Церкви, тем является Петр и всякий протос (митрополит) по отношению к своему собору. Последуя Августину, мы можем перенести то, что относится к Господу на Петра и любого протоса и наоборот. Тем более, что данный прием освящен словами Господа, которые Вы любите цитировать: «КАК послал Меня Отец, [ТАК] и Я посылаю вас» (Иоан.20:21). Это дает возможность быстро проверять Писанием истинность тех или иных экклезиологических утверждений. В этом смысле Ваши слова о том, что «отделение от патриархата и митрополии не есть отделение от Христа» звучат весьма сомнительно. 


Раскроем еще несколько важнейших священных образов.

1). Начаток. Господь Иисус Христос назван Начатком Церкви (Кол.1:18), следовательно, Петр и всякий протос - так же Начаток. А что такое начаток? В храм приносят первые яблоки и через них освящается весь урожай. «Если начаток свят, то и целое» (Рим.11:16). Именно так в лице Петра и получили власть ключей Апостолы и все Пастыри. Следовательно и их преемники имеют власть ключей в единстве со своим протосом.

2). Жена, облеченная в Солнце. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2).




Прежде всего, перед нами предвечное предопределение Божие (логос) о Церкви, основанной Господом через Двенадцать Апостолов, которое пророк Давид видел в образе Царицы: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс.44:10). В аллегорическом смысле, это так же и так же и всякая христианская душа.

Если перейти от рода к виду, то мы видим Богородицу Деву Марию, Царицу Небесную. Так же перед нами славный и всехвальный Апостол Петр представительное лицо всей Церкви. Ведь он носил в сердце образ Возлюбленного, от Которого удостоился услышать: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих» (Иоан.21:17). Тело Петра облечено в «Солнце правды» (Мал.4:2), то есть во Христа - это Архиерейский сан, а «венец из двенадцати звезд» на его главе - это знак того, что Петр носил экклезиальное Тело Двенадцати. 

Следовательно, «Жена, облеченная в Солнце» - это еще и всякий епископ (Архиерей), который, будучи облечен в сан Петра, имеет в чреве народ и рожает его для Бога, как говорит Павел: «я в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Поэтому перед нами ещё и поместная Церковь (епископия). 

Наконец, перед нами всякий МИТРОПОЛИТ, преемник Петра, носитель экклезиального Тела областного собора. Как в Теле Петра был не один Апостол, но Двенадцать, так и в Теле протоса не один епископ, а многие равные ему епископы, имеющие в чреве народ Божий. Поэтому «Жена, имеющая на главе венец из двенадцати звезд» - это еще и митрополия, видами которой являются экзархат и патриархат. 

Вся православная экклезиология дана в одном священном образе! 

3). Первосвященник Аарон и его нагрудник из двенадцати камней: «Сих камней должно быть двенадцать... на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.... И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх.28:21,29).



Перед нами конечно же прообраз Господа Иисуса Христа, Великого сверхнебесного Архиерея (Евр.7:26), который, имея на Себе экклезиологическое Тело Двенадцати колен Нового Израиля, «воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1). Как мы помним из 1-го правила Тикония, что дано Главе - имеет и Тело, поэтому Павел подчеркивает, что на самом деле «наше же жительство - на небесах» (Фил.3:20), а св. Иоанн Златоуст называет Тело Христово (Церковь) Небом. 

Первосвященник Аарон - это так же и Петр, который, будучи с Господом «как Жених и невеста двое в плоть едину», носил экклезиальное Тело Церкви. Ризы Небесного Архиерея, в которые облачен первосвященник, указывают на Архиерейский сан Петра, нагрудник Аарона с двенадцатью камнями - на привилегию протоса. У Аарона не было одинадцати равных ему по сану сослужителей только потому, что из-за греха с тельцом двенадцать колен были лишены царственного священства. «Возьми левитов вместо всех первенцев из сынов Израиля» - говорит Господь (Чис.3:45). Однако, в память о них, первосвященник носил на теле пред Господом двенадцать камней равного достоинства. Поэтому Аарон - это так же и всякий протос (митрополит). Если сыны Аарона, священники Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар указывают на пресвитериум Церкви, то двенадцать камней на его наперснике - на собор митрополии. 


Интересно, что нагрудник Аарона назван судным, ибо Всевышний повелел возложить на него предметы с помощью которых первосвященник вопрошал Бога: «На наперсник судный возложи урим и туммим («свидетельство и истина»), и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне» (Исх.28:30). Это значит, что в Новом Завете воля Божия непогрешимо познается через собор епископов во Главе с протосом. 

Поэтому Апостолы, эти драгоценные камни на нагруднике Иисуса Христа и Петра, собрались в Иерусалиме и изрекли: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28). «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия» - гласит 37-е апостольское правило. Камней в нагруднике Аарона было двенадцать - не случайно Церковь постановила, что епископа могут судить двенадцать епископов и «свой епископ», то есть митрополит (Карф.12). 

Образ Аарона прекрасно демонстрирует то, о чем говорит митр. Иерофей Влахос: «система Православной Церкви есть соборная (в противоположность папизму) и иерахическая (в противоположность протестантизму). Нагрудник Аарона есть образ соборности и опровержение папизма, но его носителем является один протос, который занимает место Бога, что указывает на иерархию и опровергает протестантизм. 

Митрополит в Апостольской структуре Церкви.

Уже в послании к Филиппийцам апостол Павел обращается к епископам, которые собирались в столице провинции – в Филиппах: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил.1:1). Епископы собрались у Престола своего протоса, которого впоследствии назовут митрополитом. 

Епископу Титу Павел вверил попечение о всей Критской Церкви: «Для того я поставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров... Ибо епископ должен быть непорочен...» (Тит 3:5-7). Речь о поставлении епископов тем, кого впоследствии назовут митрополитом Крита и его собора. Есть все основания полагать, что апостол Иаков, «брат Господень», обладал такими же полномочиями в Иерусалимской Церкви.

Епископ Коринфа Стефан с домашними назван «начатком Ахайи» (1Кор.16:15), что предполагает наличие в этой провинции и других епископов. 

Прибыв в Милит, Павел призвал из Ефеса «пресвитеров церкви», которых в своем прощальном наставлении он называет епископами: «Итак внимайте себе и ВСЕМУ стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28, см. подстрочник). Важнейшее свидетельство! Стадо Христово в провинции Асия доверено единому Телу Пастырей во Главе с тем, кого впоследствии назовут митрополитом Эфеса. 

Когда спустя полвека свщм. Игнатий Антиохийский писал к Ефесянам: «вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа...» (к Ефесянам, гл. I), он мог подразумевать общины всех епископов Асии, представленных лицом их протоса Онисима. Сам Игнатий представляется епископом Сирийским, причем делает это в послании, адресованном Римской Церкви, которую он называет «председательствущей в столице области Римской».

Приведенных свидетельств достаточно, чтобы признать ошибочными Ваши утверждения о том, что «митрополия... совершенно не апостольского происхождения» и «в апостольское время не существовало вертикальных иерархических структур, которые бы были надстройкой над епископами» («Экклезиология Киприана Карфагенского»).

Протос в эпоху Вселенских Соборов.

Здесь мне достаточно привести обширную цитату профессора Афинского университата Власия Фидаса: «канонический институт Первого во всех канонических системах административной организации Церкви на поместном, окружном и вселенском уровнях не есть просто почетное различение, так как имеет несомненное экклисиологическое основание и связан неразрывно со всей соборной жизнью Церкви для результативного ограждения единства церковного Тела в общении веры и в союзе любви.

В этом духе сформировалась вся каноническая традиция об абсолютной необходимости Первого (sine qua non) как для административной организации, так и для соборного функционирования митрополичьих, экзархиальных и патриарших систем (IВсел.4-7; IIВсел.2,6; IIIВсел.8 IVВсел.9,17,28,30; VIВсел.36,39; Двукр.9,12,14,15).

Этот дух превосходным образом выражен в 34-ом апостольском каноне, который подчёркивает «епископам каждого этноса должно знать в них Первого и быть ведомым им как Главой и ничего не делать лишнего без его мнения. Только то делать каждому, что требуется в его общине и в под ним землях. Но и тот ничего без мнения всех да не творит. И так да будет единомыслие и прославится Бог через Господа во Святом Духе; Отец Сын и Святой Дух»… 

Комментарий на канон от признанного канониста Зонараса столь же превосходным образом показывает экклисиологическую глубину исключительной роли Первого для гармоничной работы всего церковного Тела. Действительно он ясно подчеркивает что: «так же как тела, не сохраняемые энергией собственной главы ошибочно движутся и совершенно безполезны, так и Тело Церкви, если Первенствующий в нем и имеющий чин Главы (sic! - П.Л.), безпорядочно и ошибочно будет двигаться. Поэтому настоящий канон повелевает в каждой епархии быть Первым епископам, т.е Архиереям митрополий, которые как Глава руководят другими епископами той местности, и без них(=Первых) ничего не творить из того, что относится к общему состоянию Церкви…» (Γ. Ράλλη-Μ. Ποτλῆ, Σύνταγμα, ΙΙ, 45)» (перевод Александроса Ромиуполоса [8]).

Поле Церкви выглядит иначе.

На нем есть протосы - красные шары, стоящие во главе горизонтальных (а не вертикальных) пирамид из белых шаров. Пирамид много. Малые пирамиды входят в состав больших пирамид. Несмотря на некоторые нестроения, в целом пирамиды упорядочены «как полки со знаменами» (Песн.6:4). Красные шары «выше» белых, но не в смысле нахождения НАД (plenitudo potestatis), а в смысле, что они стоят во главе. Именно через них кинетическая энергия от удара Битка переходит в остальные шары пирамиды. «Если начаток свят, то и целое» (Рим.11:16). Вот и Биток ударяет только в верхний шар, а правильное движение оказывается во всех (равных ему) шарах пирамиды. 




В этом последнем смысле верхние шары на поле все-таки есть. «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и ВЕРХ могущества» (Быт.49:3). «Те, кто совершает епископское служение - пастырская дозорная башня, хотя ты сам на ней стоишь ВЫШЕ и тем выделяешься» - пишет блж. Августин папе Бонифацию (Против посланий пелагиан).

Бесхозные шары отделенные от своего протоса движутся бессмысленно и беспорядочно, «"как овцы, не имеющие пастыря" (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти» (Варфоломей I).


Самую верхнюю пирамиду шаров возглавляет Вселенский Патриарх Варфолормей. В качестве белых шаров в нее входят патриархи и предстоятели автокефальных Церквей. Их отпадение от своего протоса - это отпадения от Самого Христа, который с Варфоломеем «как Жених и Невеста, двое в плоть едину».

«Как понимает каждый, что когда та или иная поместная Церковь прерывает поминовение в диптихах Первого, тогда уже находится в расколе, творит некую независимую главу... Любое отделение от синодальной и иерархической системы Церкви и прекращение поминовения Первого на божественной литургии - это раскол» - говорит митрополит Иерофей Влахос [3]. 


Аминь и слава Богу за все.

[1] Библейско-богословский блог Павла Васильева. https://blogpavlavasilieva.blogspot.com/

[2] Ютуб-канал Архимандрит Феогност Пушков. Плей-лист Экклезиология. https://www.youtube.com/playlist?list=PLcfc4YldL5nxEiO1ngfHeVeEc
vjpRLrHj

[3] Цит. по статье Термин «Автокефальная Церковь» Митрополита Навпакта и св.Власия Иерофея https://rwmiosini.blogspot.com/2019/07/blog-post.html?m=1&fbclid=IwAR2Ip-s2NUQGO-hZcfBb2crP46_Fj_A-SpKmtG0KkCEkBebokGlmKmxso40

[4] Свт. Ианн Златоуст. Беседа на Деяния Апостолов, III. 

[5] Цит. Николай Арсеньев. Православие. Католичество. Протестантизм.  https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pravoslavie-katolichestvo-protestantizm/

[6] Там же. 

[7] Тихоний Африканский. Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания  https://azbyka.ru/otechnik/Tihonij_Afrikanskij/kniga-o-semi-pravilakh-dlja-issledovanija-i-nakhozhdenija-smysla-svjashhennogo-pisanija/

[8] Профессор Власий Фидас. Синодальный акт 1686 года и автокефалия Украинской Церкви. Ч.2. http://rwmio.blogspot.com/2019/01/blog-post_31.html

1 комментарий:

  1. Play at The Slot Machine - DrMCD
    Play The 고양 출장안마 Slot Machine for free! 남원 출장안마 Free Spin Online 김포 출장샵 Slots For Real Money. From the slot machines and 순천 출장안마 casino games to 경기도 출장마사지 table games, Free Play Online Slots For Real Money.

    ОтветитьУдалить